1. Общие положения.
Правила пользования библиотеками, входящими в Муниципальное учреждение Централизованная библиотечная система г. Лесосибирска (далее – МУ ЦБС) – правовой акт, определяющий взаимные права и обязанности пользователей и библиотечного персонала в процессе библиотечного обслуживания. 1.2. МУ ЦБС является юридическим лицом. Учредителем МУ ЦБС является Администрация г. Лесосибирска. 1.3. МУ ЦБС является объединением библиотек в структурно-целостное образование и состоит из: Центральной городской, Центральной детской библиотек и 7 библиотек-филиалов. 1.4. Настоящие Правила разработаны и утверждены в соответствии c: - Конституцией Российской Федерации (1993 г.); - Гражданским кодексом Российской Федерации (Ч. 1 – 1994 г., в редакции от 09.02.2009 г.; Ч. 4 – 2006 г., в редакции от 08.11.2008 г.); - Федеральным законом Российской Федерации «О библиотечном деле» (от 29.12.1994 г. №78- ФЗ, в редакции от 27.10.2008 г.); - Стандартом качества предоставления бюджетных (муниципальных) услуг в области культуры, утвержденным Постановлением Администрации г. Лесосибирска №424 от 08.04.2009 г. - Уставом МУ ЦБС; - Положением об организации платных услуг в МУ ЦБС.
2. Права пользователей.
2.1. Библиотеки МУ ЦБС являются общедоступными, их пользователем может стать любой гражданин, вне зависимости от пола, возраста, национальности, места жительства и места регистрации, религиозных убеждений, иных обстоятельств, а также любое юридическое лицо независимо от организационно-правой формы собственности. 2.2. Пользователем абонемента библиотеки (отдела выдачи документов на дом) может стать каждый гражданин РФ по предъявлении удостоверения личности (паспорта). Пользователи, не достигшие 14 лет, регистрируются на основании документов, предоставленных их родителями или иными законными представителями и с их письменного согласия (поручительства). 2.3. Иногородние, иностранные граждане, лица без гражданства обслуживаются только в читальном зале библиотеки. 2.4. Пользователи имеют право: 2.4.1. Бесплатно получать: - документы из библиотечных фондов во временное пользование; - полную информацию о составе библиотечных фондов через систему каталогов и картотек и другие формы библиотечного информирования; - информацию об условиях работы и услугах МУ ЦБС; - консультационную помощь в поиске и выборе источников информации. 2.4.2. Участвовать в культурно-просветительных мероприятиях МУ ЦБС. 2.4.3. Пользоваться платными услугами, предлагаемыми библиотеками МУ ЦБС, на основании «Стандарта качества предоставления бюджетных (муниципальных) услуг в области культуры», утвержденным Постановлением Администрации г. Лесосибирска (далее Стандарт) и «Положения об организации платных услуг в МУ ЦБС г. Лесосибирска». 2.4.4. Высказывать письменно и устно свое мнение о деятельности библиотек МУ ЦБС, вносить предложения по ее улучшению. 2.4.5. Пользователь библиотеки может обратиться с жалобой в Отдел культуры Администрации г. Лесосибирка или обжаловать в суде действия должностного лица библиотеки, ущемляющие его права.
3. Обязанности и ответственность пользователей.
3.1. Пользователи обязаны: - Обеспечивать физическую сохранность документов, полученных из библиотечных фондов, не делать в них никаких пометок, подчеркивании, не вырывать и не загибать страницы; - Возвращать документы в установленные сроки; - Бережно относиться к имуществу библиотеки; - Соблюдать распорядок работы библиотеки; - Проявлять корректность по отношению к другим пользователям и сотрудникам библиотеки и не нарушать правил общественного поведения. 3.2. Пользователям запрещено: - Выносить документы из помещения библиотеки, если они не записаны в читательский формуляр или другие учетные документы; - Самостоятельно расклеивать на территории библиотеки афиши, объявления и другие материалы политического или рекламного характера; - Входить в служебные помещения, пользоваться служебными телефонами без разрешения сотрудников библиотеки; - Подключать к электрической сети ноутбуки и т.п. оборудование без разрешения библиотекаря. 3.3. Лица, причинившие ущерб имуществу Библиотек, несут материальную, или иную ответственность в соответствии с законодательством РФ: - пользователь, утративший документ из фонда Библиотеки, либо причинивший документу невосполнимый ущерб, является должником и обязан возместить убытки согласно ст. 15, 393 Гражданского Кодекса РФ: заменить документ соответственно таким же или другим, признанным Библиотекой равноценным; при невозможности замены возместить его стоимость в размере, установленном Библиотекой. Стоимость испорченного, утраченного документа определяется, исходя из его рыночной стоимости. Сумму стоимости документа при его утере или порче определяет библиотечный работник того отдела Библиотеки, которому пользователем причинен убыток (ФЗ ст.13, ГК ст.334-336); - в случае не возврата документа в срок пользователь обязан заплатить штраф (пеню) за каждое издание и за каждый просроченный день (ст. 13 ФЗ "О библиотечном деле"; ст. 330, 394 Гражданский кодекс РФ).; - Ответственность за несовершеннолетних пользователей до 14 лет несут родители или иные законные представители.
4. Права библиотек.
Библиотеки имеют право: 4.1. Самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе МУ ЦБС г. Лесосибирска. 4.2. Определять условия использования библиотечных фондов. 4.3. Использовать внестационарные формы обслуживания пользователей на основе договоров с юридическими и физическими лицами. 4.4. Обслуживать пользователей по групповым и семейным формулярам. 4.5. Определять виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями 4.6. Оказывать дополнительные услуги, в том числе платные, в соответствии со Стандартом, на основании «Положения об организации платных услуг», согласно «Перечню дополнительных услуг». 4.7. Взимать денежный залог при обслуживании: иногородних граждан и граждан, проживающих вне зоны обслуживания. 4.8 Не оказывать услуги пользователю, допустившему нарушение настоящих Правил до момента устранения им нарушения и компенсации ущерба, нанесенного библиотеке.
5. Обязанности библиотек.
Библиотеки обязаны: 5.1. Создавать условия для осуществления прав пользователей на свободный доступ к информации и документам из библиотечных фондов. 5.2. Оказывать пользователям помощь в выборе необходимых произведений печати и иных материалов путем устных консультаций, предоставления в их пользование справочно-поискового аппарата Библиотек; 5.3. Содействовать формированию у пользователей информационных потребностей, осуществлять мероприятия по привлечению населения к чтению и пользованию муниципальными библиотеками. 5.4. Обеспечивать высокое качество и комфортность услуг, их доступность и разнообразие через использование возможностей своего учреждения, а так же привлечение удаленных информационных ресурсов. 5.5. Постоянно изучать запросы пользователей с целью их наиболее полного удовлетворения, улучшения библиотечно-библиографического и информационного. 5.8. При выдаче документов сотрудники Библиотек обязаны тщательно просмотреть их и в случае обнаружения каких-либо дефектов сделать соответствующие пометки на выдаваемом документе (то же при приеме выдаваемой литературы). 5.9. Соблюдать режим работы, в случае его изменения своевременно оповещать об этом пользователей. 5.10. Сохранять конфиденциальность сведений о пользователе и его чтении (за исключением случаев, предусмотренных законодательством).