Литературный ринг по произведениям В.П.Астафьева
Литературный ринг по произведениям В.П.Астафьева  

Цели игры:
- познакомить детей с творчеством и биографией В.П. Астафьева,
- раскрыть многообразие его произведений и их нравственную сторону,
- популяризировать произведения писателя для детей.
Игра проводилась для учащихся 6-х классов.


Звучит музыка и ученица читает стихотворение «Последний поклон»:

Был полон зал,
Все замерли и ждали,
Что к ним на встречу выйдет
Исполин,
Что загремят на пиджаке медали,
И долго будет говорить один.
Но, вдруг, с трудом поднялся
К нам на сцену
Седой, как лунь, сутулый человек.
Сомнений нет, он жизни знает цену,
Крутил его, мотал двадцатый век.
Он говорил, и чудилась царь-рыба,
Босое детство, белые снега,
Большая жизнь –
Неписаная книга,
Поклон последний –
Память на века.
Мамонова Аня,
г. Лесосибирск

БИБЛИОТЕКАРЬ: Это стихотворение посвящено В.П. Астафьеву – нашему писателю, земляку, прославившему своими книгами Сибирь, Енисей и родную Овсянку. (Музыка)
Его книги о ценностях любви, доброте, взаимопонимании. Не случайно многие его произведения вошли в золотой фонд русской и мировой литературы.
Родился В.П. Астафьев 2 мая 1924 года в большом селе на берегу Енисея – Овсянке. Здесь, в Овсянке, в окружении родных и близких прошли его самые счастливые годы, а овсянкинские жители впоследствии станут самыми любимыми героями его произведений. Трудное, но счастливое детство кончилось в 7 лет, когда его мать утонула в Енисее. Отношения с молодой мачехой не складывались. Отец отправился в Игарку за большими заработками, взяв с собой сына. Вот здесь семья хлебнула горя, а мальчик лишился крова и пропитания, не ужившись с молодой мачехой. Отчаяние и обида захлестнули его душу. В конце концов он попадает в детский дом и там оканчивает школу.
Много позднее, став уже известным писателем, Астафьев скажет о маме с горькой сыновней любовью: «И лишь одно я попросил бы у судьбы – оставить со мной маму. Ее мне не хватало всю жизнь… Берегите матерей… Они бывают только раз и никогда не возвращаются». Памяти матери он посвятил повесть «Перевал» (показать книгу).
Там же, в Заполярье, он часто вспоминает о своей бабушке, Катерине Петровна, которая заменила ему и отца и мать. Несмотря на внешне крутой нрав, ее доброты хватает на всех. «Генералом» ее звали в деревне. Но умела бабушка в тяжелую минуту поворачиваться к свету. Голодно в деревне, самим есть нечего, а она брошенного щенка несет; обманул ее внук, но пряничного коня она ему все же купила, штаны ему сшила, а он их тут же погубил. Но она не сердилась: слава богу, сам жив остался. Уже став взрослым он вспоминает о ней с любовью и благодарностью в рассказах «Монах в новых штанах», «Зорькина песня», «Ангел-хранитель», «Бабушкин праздник», которые позднее вошли в сборник «Последний поклон».
Окончив шесть классов в детском доме В. Астафьев начал зарабатывать свой хлеб сам. Работал письмоводителем, конюхом при сельсовете, учился в ФЗО. А когда началась война ушел добровольцем на фронт. Перед вами две фронтовые фотографии. Не до этого было…
В тяжелых боях он был ранен, много лежал по госпиталям, война лишила его глаза и плохо слушалась рука. Виктор Петрович был награжден орденом и тремя медалями. О войне он тоже рассказал в своих книгах «Звездопад», «Пастух и пастушка», «Где-то гремит война» и др. (показать книги). После войны Астафьев работал слесарем, кладовщиком, рабочим, литературным сотрудником газеты «Чусовой рабочий». Пройдет много лет и бывший беспризорник и детдомовец, бывший солдат Великой войны станет писать, чтобы рассказать людям о пережитом, о том, что тревожит душу.
Он напишет интересные книги не только для взрослых, но и для детей. Первая книга – «Огоньки», затем появились «Дядя Кузя – куриный начальник» и «Стрижонок Скрип».
«Думал я, думал и вышло, что мне надо рассказать о своих земляках, в первую очередь о бабушке и дедушке и прочей родне, стараясь не особо-то унижать и до небес возвышать их словом. Они были интересны мне и любимы мной такими, какие есть на самом деле…»
Наш Астафьев пожил и в Перми, и в Вологде. Сначала ездил, а потом и вовсе перебрался в Сибирь. В родной своей Овсянке поставил себе дом против бабушкиной избы, чтобы уже никогда не оставлять милую землю детства.

ВЕДУЩИЙ 2. Наша встреча с книгами писателя пройдет в форме литературного ринга. Прежде всего ознакомьтесь с правилами игры:

1) В игре участвуют 4 команды 6 «А» класса школы № 2.
2) Каждой команде присваивается номер.
3) Ведущий читает вопрос – команда дает ответ не позднее, чем через 30 сек. После сигнала.
4) Право ответа принадлежит команде, которая первой подает сигнал, подняв флажок.
5) Если ответ правильный – команда получает одно очко, если нет – отвечает другая команда, подавшая сигнал флажком первой.
6) Побеждает та команда, которая наберет больше очков.
7) Ответы будет оценивать жюри.
В состав жюри входят:

А сейчас представляем команды:
(названия команд, девиз).

Напутствие: Перед игрой вы провели большую подготовительную работу, прочитали много книг Виктора Петровича Астафьева, и мы надеемся, что вы с успехом справитесь с заданиями. Вспомните, что слово «брейн» означает «разум, мозг». Мобилизуйте все свои умственные силы – и вперед, к победе.
I ТУР.

«Сладость бабушкиного пряника». Проводится по книгам «Васюткино озеро», «Монах в новых штанах» и «Конь с розовой гривой». Все эти книги рассказывают о детстве.
Любопытна судьба «Васюткиного озера». В Игарке, в школе, где учился Астафьев, русский язык и литературу преподавал Игнатий Дмитриевич Рождественский, известный впоследствии поэт. Он часто заставлял ребят писать сочинения на вольные темы. В одном из школьных сочинений Витя написал о том, как летом заблудился в тайге и много дней провел в ней один. Сочинение хвалили, поместили в школьном рукописном журнале под названием «Жив». Много лет спустя Виктор Петрович вспомнит о нем и напишет рассказ «Васюткино озеро». А рассказы «Монах в новых штанах» и «Конь с розовой гривой» входят в уже известную вам книгу «Последний поклон».
«Последний поклон» - Заветная книга - так называл ее Астафьев. «Ни над одной из своих книг я не работал с такой упоительной радостью, с удовольствием, как над «Последним поклоном» - книгой о своем детстве. Когда-то очень давно я написал рассказ «Конь с розовой гривой», а затем рассказ «Монах в новых штанах» и понял, что из всего этого может получиться книга. Так я «заболел» темой детства и возвращался к своей Заветной книге более 30 лет. Животворящий свет детства согревал меня».

Вопросы по книге «Васюткино озеро».
1) «Мальчик брел, почти падая от усталости. Неожиданно лес расступился, открыв перед Васюткой отлогий берег реки. Малыш застыл. У него даже дух захватило – так красива, так широка была его родная река!»

Как называлась эта река? (Енисей)

2) - Эй! Эй! Остановитесь! Заблудился я! Эй, дяденьки! Кто там живой!? – кричал Васютка.

Кто подобрал Васютку на реке? (рыбаки рыбосборочного катера-бота)

3) Каким таежным лакомством снабжал рыбаков Васютка? (кедровыми орехами)

«Монах в новых штанах».

1) После показа инсценировки ребята должны ответить: из какого рассказа Астафьева эта сценка.

2) «Разряженный в пух и прах, с узелком, в котором были свежие постряпушки, я вышел со двора».

Куда пошел Витька, нарядившись в долгожданные новые штаны? (к дедушке на заимку).

3) Что случилось с Витькой на заимке? (он увяз в бочажине).

«Конь с розовой гривой»

Сценка (см. Приложение)
Из какого рассказа сценка?
1) За что бабушка так рассердилась на внука? (за обман)

2) Кто его подучил обмануть бабушку? (Левонтьевский Санька)



II ТУР.

Называется очень поэтично «Музыка Енисейских мест».

Виктор Петрович много писал о природе. Ему хотелось сказать людям: «Все, что окружает нас – от зеленой травинки, малой птахи, солнца, согревающего нас – все-все – есть часть нашей жизни, потому что человек дитя природы и нам без нее не прожить.
Природа, изображенная в книгах Астафьева – тема этого тура, который мы проведем по книгам «Затеси», «Гуси в полынье», «Белогрудка».
«Затеси» - эту книгу Астафьев писал почти четверть века. Затесь – это мета, по которой люди искали в тайге тропы, дороги.
Затесь – это мета, место, событие, которое врезалось в память писателя.
Астафьевские «Затеси» оставляют добрые меты в памяти людей: они учат беречь и любить природу.

«Зачем я убил коростеля»

1) В одной стране есть город, в котором птица коростель считается священной. В те дни, когда прилетают коростели, все люди справляют праздник.

Как называется эта страна? (Франция)

2) «Трудна жизнь коростеля, далеко ему добираться к нам, чтобы известить Россию о лете»

Из каких дальних краев прилетает коростель? (из Африки)

3) Что почувствовал мальчик, убив птицу? (раскаяние)

«Белогрудка»

1) «Белогрудка осиротела. Она стала напропалую давить голубей, утят в деревнях».

Жителям каких деревень мстила осиротевшая Белогрудка за своих погибших кунят? ( д. Зуяты и Вереино).

2) Как был наказан мальчик, укравший кунят из гнезда Белогрудки? (его пороли ремнем).

Вопрос на размышление: Чему Белогрудка научила людей? (Нельзя забирать детенышей птиц и зверей. Они могут погибнуть. А во-вторых, звери так же, как и люди, любят своих детей и им очень больно, если они теряют их).

«Гуси в полынье»

1) «Однажды кто-то сообщил в деревню, что возле быка в полынье плавают гуси и не улетают».

Как назывался этот бык? (караульный)

2) Как ребята спасли гусей? (С помощью досок: они бросали доски и, держа друг друга за ноги, ползли к полынье).
III ТУР.

«Объясни значение слов или Переводы с русского на русский».
В произведениях В.П. Астафьева встречается много старинных слов. Объясните их значение. Он, коренной сибиряк, говорит и пишет на каком-то своем особом наречии.

1) По пути они заскочили в чей-то огород напластали беремя луку-батуна, наелись до зеленой слюны («Конь с розовой гривой»)
(Беремя – охапка, сколько можно обнять руками).

2) Бабушка возвратилась от соседей и сказала мне, что левонтьевские ребятишки собираются на увал по ягоду. («Конь с розовой гривой»)
(Увал – вытянутая в длину возвышенность с пологими склонами)

3) Я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и возле небольшой, за лето высохшей бочажины, поросшей тальником, увидел птицу. («Зачем я убил коростеля»)
(Бочажина – 1) яма на дней реки, озера; болото;
2) глубокая лужа, яма, залитая водой).

IV ТУР.

«Я пришел в мир добрый» (по биографии писателя)

1) Как называлась первая книга для детей? (Огоньки)

2) Как называлось школьное сочинение В. Астафьева, которое затем было положено в основу рассказа «Васюткино озеро»? («Жив»)

3) Какой прекрасный дар оставил писатель в наследство своим землякам-овсянкинцам и всем любителям чтения? (библиотеку)

4) Где находится мемориальный музей Астафьева? (в Овсянке, в его доме с 2002г. Обстановка сохранена такой же, какой была при жизни Астафьева. Те же простенькие занавески, сшитые рукой Марии Семеновны. На вешалке – видавшая виды старая душегрейка, в которой он любил пройтись по огороду, посидеть во дворе на огромной чурке).

В нашей стране по достоинству оценили труд Виктора Петровича. Такие его произведения, как «Последний поклон», «Кража», «Пастух и пастушка», «Царь-рыба» удостоены Государственных премий СССР и Российской Федерации. Его книги переведены и изданы во многих странах мира. На протяжении многих лет в различных городах России на сценах театров идут его пьесы «Черемуха», «Прости меня». По произведениям Астафьева сняты кинофильмы «Звездопад», «Где-то гремит война», «Таежная повесть» и др. О нем и его творчестве написаны книги.

«Моё мнение о книге» (можно взять как тур).

Наша игра подошла к концу. Пока жюри подводит итоги, предлагаем вам поделиться своими впечатлениями о книгах В.П. Астафьева. Что вам больше всего понравилось, отложилось в памяти; чему вас научили его книги.
(Впечатления детей)
Заключительное слово: Сколько мудрых и добрых книг оставил нам В.П. Астафьев. Книги его нужны всем. Они помогают ощутить любовь к родной земле и своим близким. Еще раз прислушайтесь к тому, что говорил В. Астафьев (магнитофонная запись): «Вы ведь тоже станете взрослыми и всё, что есть на земле, и сама земля достанутся вам в наследство. Берегите землю, тогда и себя сбережете и любовь ко всему живому и цветущему на нашей планете».
(Звучит музыка из передачи «В мире животных»).

Подведение итогов.


Составители: Александрова Лилия Анатольевна, зав. филиал №10

НазадГлавная

Hosted by uCoz


Hosted by uCoz